Толчком для крупных изменений в военной политике России послужила Крымская война. В1854 г. англо-французская эскадра беспрепятственно вошла в Финский залив и несколько дней стояла вблизи Кронштадта. После этого в России спешно развернулись работы по строительству парового флота, производству морских мин и т. д. В ходе Крымской войны началась реконструкция системы оборонительных сооружений о. Котлин.
Еще в петровское время, наряду с крепостью Кроншлот, возводили форт «Цитадель» — крепость на ряжевом основании с гаванью внутри. Все фортификационные сооружения на Котлине и вблизи него, построенные до концаXVIII в., были, как правило, деревянными и быстро ветшали. В николаевскую эпоху проводились большие работы по проектированию новых и перестройке существовавших фортов Южного фарватера. Появились форты «Император Петр I» , «Император Александр I» и «Император Павел I». Это были каменные 1—3-ярусные сооружения, при проектировании которых были использованы новейшие достижения фортификационной науки. Накануне Крымской войны у о. Котлин в числе действующих было четыре форта в Южном фарватере и береговые батареи.
Сражения Крымской войны показали, что многие оборонительные сооружения Кронштадта морально устарели. В реконструкции укреплений острова принял участие выдающийся фортификатор Э. И. Тотлебен, который считал главной линией обороны линию сильных фортов, вынесенных за пределы крепости. Зимой 1855—1856 гг. на Котлине начались масштабные работы, в том числе по строительству фортов в Северном фарватере. На дно залива были уложены в несколько рядов ряжевые укрепления — бревенчатые срубы, заполненные камнями. Предполагалось построить 27 км сплошных ряжевых преград через Северный фарватер и возвести преграду д линой 12 км перед южными фортами.