В южной части региона в последние десятилетия также появилось много новых песчано-гравийных карьеров. Наиболее крупные среди них заложены на месторождениях Малукса и Келколова гора. На левобережье Невы начали разрабатывать открытым способом не выходящие на дневную поверхность кембрийские глины. Добыча карбонатных пород — известняков и доломитов ордовика — в основном переместилась с Путиловского плато на Ижорс — кую возвышенность.
Показательны данные о приуроченности к ландшафтным районам 94 наиболее крупных карьеров по добыче стройматериалов, разрабатываемых ныне и заброшенных в разное время. Из таблицы хорошо видна «специализация» определенных ландшафтных районов: равнин окраины Балтийского щита, низменных песчаных равнин и камовых возвышенностей, равнин-плато, ограниченных на севере глинтом. Более половины всех карьеров площадью свыше 0,1 км2 заложены для добычи песков и ПГО; они имеются почти в каждом ландшафтном районе. Число мелких карьеров, принадлежащих самым разным ведомствам, учету практически не поддается; во всяком случае, оно на порядок больше количества крупных карьеров. Песчаные и песчано-гравийные карьеры площадью в десятки и первые сотни квадратных метров можно встретить вблизи любой крупной дороги — в ландшафтах, подстилаемых соответствующими отложениями.
Выше шла речь о разработках минеральных строительных материалов. В послевоенные годы в регионе начали разрабатывать в крупных масштабах и другие виды ископаемого сырья. С 1963 г. ведется добыча фосфоритов Кингисеппского месторождения, за прошедший период это обусловило радикальные изменения ландшафтов на площади в десятки квадратных километров.
По данным монографии «Природная среда Европейской части СССР» , Ленинградская обл. относится к регионам ЕТР с наибольшей нарушенностью земель в результате разработки твердых полезных ископаемых. Относительная площадь таких земель укладывается в градацию 0,1—0,5%. В последней сводке «Состояние окружающей среды…» на начало 1993 г. приводится величина площади карьеров на порядок меньше — 25 км2, или 0,03% территории области. Эта цифра явно занижена, если даже учитывать только действующие карьеры. По данным того же источника, из общей площади нарушенных земель было рекультивировано к 1993 г. всего 3,8%. По оценкам автора, доля карьеров составляет десятые доли процента от площади большинства ландшафтных районов. Только в Нарвско-Лужском ландшафтном районе этот показатель превышает 1%. Однако оценку суммарного влияния открытых горных разработок на ландшафты нельзя ограничивать характеристикой относительной площади самих карьеров. Особенно это касается крупных выработок, имеющих сопутствующие производства, отвалы вскрышной породы и некондиции и т. д. Об этом пойдет речь в следующем разделе.