ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: 1862; 1902-1906 годы
СТИЛИ: неорусский, модерн
Сегодня Ярославский вокзал — крупнейший по объему перевозок в Москве.
Ярославский железнодорожный вокзал, расположенный в Москве на Комсомольской площади — площади трех вокзалов — занимает первое место в России по объему пассажиропотока и является отправной точкой самой длинной в мире Транссибирской магистрали. Здание вокзала, спроектированное талантливейшим архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем, считается одной из самых ярких достопримечательностей Москвы, оно решено в неорусском стиле с элементами северного модерна. Ярославский вокзал известен также тем, что именно отсюда начинался маршрут первого московского электропоезда, пущенного в 1929 году.
ТРОИЦКИЙ ВОКЗАЛ
Ко второй половине XIX века назрела необходимость в прокладке железнодорожных путей от Москвы до Ярославля. Правда, поначалу дорога соединила Москву лишь с Троице-Сергиевой лаврой, что облегчило путь многочисленным паломникам. От Москвы до Сергиева Посада было всего семь станций, а вокзал назывался Троицким. Организатором строительства Московско-Ярославской железной дороги был университетский профессор, механик и математик Фёдор Васильевич Чижов, одним из соучредителей стал Иван Фёдорович Мамонтов, отец Саввы Мамонтова, впоследствии знаменитого мецената. Строительные работы велись под руководством петербургского архитектора Романа Ивановича Кузьмина. К 1862 году было уложено железнодорожное полотно и построен небольшой вокзал, отличавшийся функциональной строгостью архитектурной формы. В 1870 году открылось железнодорожное сообщение между Москвой и Ярославлем, и дорога продолжала удлиняться в сторону Архангельска. К ней присоединялись дополнительные ответвления, и вскоре стало окончательно ясно, что Ярославский вокзал уже не справляется с возросшим пассажиропотоком.
ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ
Новое здание Ярославского вокзала строили с 1902 по 1906 год по проекту архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. При строительстве широко использовались новейшие по тем временам технологии, применялись железобетонные и металлические конструкции, что позволило выстроить здание в короткие сроки. Основными вертикальными осями вокзала являются вестибюль и левая башня. Особенно причудливо смотрятся формы крыш: вестибюль венчает высокая, как у древнерусского терема, кровля с гребнем, а башня имеет шатровое завершение.
Изящные металлические украшения в арках и на крышах напоминают узоры Русского Севера. Над главным входом размещены рельефные гербы узловых городов Ярославской железной дороги: Москвы, Ярославля и Архангельска. Вверху, над рядом окон, Шехтель разместил широкую декоративную полосу керамических панно с флористическими узорами, выполненными по рисункам самого архитектора.
Внутреннее убранство вокзала полностью отвечает внешнему декору, везде чувствуется эстетика русского модерна. Все детали, от светильников до телефонных кабин, решены в едином стиле. Исключительно удачно вписаны в интерьер живописные панно, созданные Константином Алексеевичем Коровиным.
РЕКОНСТРУКЦИИ ВОКЗАЛА
Основные работы по реконструкции здания вокзала проводились два раза, в 1965-1966 и 1995 годах. Это привело к существенным изменениям в планировке внутренних помещений: так, на первом этаже открылся новый кассовый зал и появился еще один зал ожидания.
ГДЕ НАХОДИТСЯ:
Москва, Комсомольская пл., д. 5
В НАШИ ДНИ: пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Ярославская, железнодорожный вокзал Москвы.