000000 Особняк Арсения Морозова. Равняясь на Иберию

ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: 1895-1899 годы

СТИЛИ: модерн, эклектика

На постройку особняка Морозова вдохновил дворец Пена в Синтре (Португалия).

Особняк Морозова — это уникальный для Москвы архитектурный эксперимент, сочетающий в себе модерн и эклектику. Он представляет собой удивительную стилизацию в мавританском духе — эта мода пришла в Россию в середине XIX века на волне отказа от приевшихся форм классицизма.

ИЗ ПОРТУГАЛИИ В РОССИЮ

Особняк построили по заказу Арсения Абрамовича Морозова, принадлежавшего к богатейшему купеческому роду. Арсений Морозов вместе со своим другом, архитектором Виктором Александровичем Мазыриным, путешествовал по Иберийскому полуострову и, вдохновившись дворцом Пена в португальском городе Синтра, решил перенести удивительные мавританские линии на российские земли.

На 25-летие Морозов получил в подарок от матери небольшой участок, и друзья смогли исполнить свою мечту. Они возвели необычный особняк, издали привлекавший внимание.

МОСКОВСКИЙ ДВОРЕЦ ПЕНА

Мазырин ни в чем не ограничивал свою фантазию при возведении дома — в его облике можно найти черты разнообразных стилей. Снаружи дом украшает характерный мавританский портал парадного входа с двумя мощными башнями. Украсить стены снаружи резными ракушками архитектор решил, увидев в испанской Саламанке знаменитый Дом с ракушками — шедевр стиля платереско.

Мозаика внутреннего двора напоминает об античных образцах. Фасады оплетены вполне реалистично изображенными веревками, завязанными в узлы (талисманы на благополучие и долголетие). Подчеркнутое отсутствие симметрии сближает стиль особняка с тенденциями модерна.

Внутренняя отделка тоже пестрила веером стилей. Рыцарская зала (на самом деле парадная столовая) была выполнена в духе псевдоготики, главная гостиная для балов — в стиле ампир, будуар — в сочном барокко. Были внутри особняка и интерьеры с восточными мотивами, арабскими и китайскими.

СКАНДАЛЬНЫЙ ДОМ

Не все москвичи оценили уникальный проект. Еще во время строительства газеты разразились насмешливыми заметками, а обыватели неодобрительно обсуждали дворец Морозова. Говорят, что именно чудо-дом имел в виду Лев Толстой, упомянувший в романе «Воскресение» о строительстве на Волхонке «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку». Даже мать Арсения Морозова, осмотрев новый дом, в сердцах сказала, что теперь, мол, вся Москва будет знать, какой дурак ее сын.

Морозов, впрочем, не обращал на это внимания, устраивал в доме попойки и изучал эзотерические науки. Увы, прожил он в доме недолго: заключив нелепое пари, прострелил себе ногу, чтобы доказать силу воли, получил заражение крови и умер в 35 лет.

Но даже после смерти Морозова его дом будоражил общественность: оказалось, что все свои немаленькие деньги и мавританский дворец Арсений завещал не жене, а любовнице, которая, не побоявшись громких судов, отстояла свою собственность и жила в особняке до 1917 года.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

В 1917 году в доме недолгое время хозяйничали анархисты, им на смену въехала труппа театра Пролеткульта (Эйзенштейн ставил в этих стенах авангардистские спектакли), а потом особняк перешел в ведение Наркомата иностранных дел. Сегодня дом Морозова используется для приема делегаций и дипломатических переговоров.

ГДЕ НАХОДИТСЯ: Москва ул. Воздвиженка, д. 16

В НАШИ ДНИ: Дом приёмов Правительства Российской Федерации

Сегодня дом Морозова используют для приема делегаций.