Самое светское место Петербурга
ВРЕМЯ ПОСТРОЙКИ: 1846-1848 годы
СТИЛЬ: необарокко
Изысканный дворец Белосельских-Белозерских находится на Невском проспекте у Фонтанки, его пышные фасады возвышаются над Аничковым мостом. Трижды перестраивали эту фешенебельную резиденцию, в последний раз — в середине XIX века, но неискушенной публике кажется, будто дворец стоит здесь со времен барокко. Стены покрашены в модный цвет «бедра испуганной нимфы на закате», и французский писатель Теофиль Готье, побывавший в Петербурге в 1858 году, посчитал, что дворец «предлагает вашему взору различные фантазии стиля эпохи Людовика XV: раковины, цветки цикория, имитацию драпировок, декоративные вазы».
ПРИОБРЕТЕНИЕ КНЯЗЕЙ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ
Участком земли, где стоит дворец, изначально владели князья Шаховские. Во второй половине XIX века эту землю купили Нарышкины и построили на ней небольшой особняк. Князья Белосельские-Белозерские, возвышение которых началось при Екатерине II, приобрели участок у Нарышкиных в 1797 году. Особняк был сразу снесен, а на его месте выстроили небольшой трехэтажный дворец в модном тогда классицистическом стиле. В XVIII веке Фонтанка была фактически границей города, но Петербург быстро рос. В 1837 году в связи с ремонтом Зимнего дворца император Николай I переехал жить в Аничков дворец, расположенный на противоположном от резиденции Белосельских-Белозерских берегу Фонтанки. Видимо, это обстоятельство и вынудило князя Эспера Александровича Белосельского-Белозерского приступить к строительству более подобающего здания.
ПРЕВЗОЙТИ СТРОГАНОВЫХ
Строительство нового здания дворца было начато в 1846 году известным российским архитектором Андреем Ивановичем Штакеншней-дером (впоследствии создавшим такие шедевры, как Николаевский и Ново-Михайловский дворцы в Петербурге). Поскольку резиденция должна была достойно соседствовать с императорским Аничковым дворцом, было решено придать зданию поистине величественный вид. По моде середины XIX века архитектор должен был избрать для творчества некий исторический прототип, и Штакеншнейдеру прообраз подсказала сама география города: в Петербурге уже был великолепный дворец на Невском проспекте, у пересечения с другой речкой, Мойкой. Это была резиденция известных богачей Строгановых. Расположенный в аналогичном месте, но несколько дальше по проспекту — на углу Невского и Фонтанки — и выстроенный в похожем стиле дворец Белосельских-Белозерских должен был напрашиваться на сравнение с резиденцией Строгановых — и выигрывать его.
У дворца два парадных фасада: один смотрит на набережную Фонтанки, второй — на Невский проспект. Декоративное убранство фасадов очень пластично: пилястры с сочными коринфскими капителями, пышные обрамления окон и даже атланты (их нет на фасаде Строгановского дворца). Для экипажей был устроен изящный навес, площадка перед входом вымощена брусчаткой. На первом этаже находились жилые покои, а роскошная лестница, хорошо сохранившаяся до наших дней, вела к анфиладе парадных залов. Первый из них — так называемая Малиновая гостиная — выходит окнами и на проспект, и на Фонтанку. Далее вдоль реки идут Зеленая гостиная и Приемная с великолепным живописным панно «Праздник Венеры», а вдоль Невского проспекта — Гостиная, Парадная столовая и Картинная галерея, где теперь располагается концертный зал. Кроме того, сегодня посетитель может восхищаться интерьерами Зеркального и Дубового залов с картинами, мебелью и зеркалами позапрошлого века. Одна из особенностей дворца — наличие многочисленных статуй: в интерьере около 200 интересных скульптур.
КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Дворец Белосельских-Белозерских не был императорским дворцом, однако члены царской семьи часто его посещали. Из близлежащего Аничкова дворца сюда нередко «заходили в гости» великие князья и княжны. До 1880-х годов здесь устраивались балы и закрытые вечера для царской семьи, которые особенно любил Александр III. Кроме балов во дворце организовывались концерты с участием таких знаменитостей, как Ференц Лист и Антон Григорьевич Рубинштейн.
В конце XIX века из-за пошатнувшегося финансового положения Белосельские-Белозерские вынуждены были продать дворец. Его приобрел великий князь Сергей Александрович, так что дворец стали называть Сергиевским. До революции 1917 года там жили члены императорской семьи.
Видимо, красота дворца обладает особой притягательностью. С 1991 года здесь открылся Петербургский культурный центр. После тщательной реставрации тут проходят концерты симфонической музыки, работает выставка восковых фигур.
Фасад дворца Белосельских-Белозерских украшают атланты
ГДЕ НАХОДИТСЯ: Санкт-Петербург, Невский пр-т, д. 41
В НАШИ ДНИ: Петербургский культурный центр. Изобилие архитектурного и скульптурного декора придает дворцу Белосельских-Белозерских пышность и парадность.
Одним из последних хозяев дворца Белосельских-Белозерских стал великий князь Дмитрий Павлович — любимец Николая II, сердцеед, великолепный наездник, автогонщик иучастник покушения на Григория Распутина. После убийства знаменитого старца Дмитрия Павловича выслали в Персию, а дворец был вскоре национализирован.